Портрет будущего первоклассника.советы родителям
Выражение «подготовить ребенка к школе» — это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения. Взволнованная мама хватается за голову: что же делать? И начинает экзекуции обучением. Но так ли они уместны? И насколько "не готов"в школу ребенок, который плохо читает? Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше — с трех-четырех лет.
Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умение обобщать группу предметов (например, фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например, соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молотком забивают гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволит увидеть, может ли он работать по образцу, то есть сможет за учителем переписать то с доски. Эмоциональная зрелость — это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркивания определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и даст ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя. Социальная зрелость - способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.
А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки.Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий.
Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Знаковая функция начинает формироваться от 6 до 7 лет. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом плане, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.
Одна из главных качеств, которое следует развивать в ребенке задолго до первого класса, — это самостоятельность. То есть, например, не нужно кормить ребенка до семи лет с ложечки, в действительности в трехлетнем возрасте он может самостоятельно есть ложкой и даже вилкой. Самостоятельность нужно постоянно поднимать и развивать. Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.
- 1. Социальное развитие
- Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.
- Общается со сверстниками, знает правила общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
- Не избегает общения.
- 2. Организация деятельности
- Может планировать свою деятельность.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
- 3. Речевое развитие
- Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок)
- 4. Развитие движений и пространственная ориентация
- Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
- В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
- Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
- Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник)
- 5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
- Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.
- Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
- Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
- Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
- 6. Личностное развитие
- Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
- 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
- 7. Здоровье
- Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
- Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
- Спокоен, усидчив, нераздражителен.
- Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
- Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
- В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
- В речи нет выраженных задержек в развитии.
- 8. Развитие внимания и памяти
- Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
- Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
- Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.
Что должен уметь ребёнок, готовясь прийти в первый класс обыкновенной школы?
• Знать буквы – желательно.
• Читать – необязательно.
• Распознавать звуки (не буквы!) на слух.
• Различать гласный и согласный звук.
• Находить определённый звук в слове.
• Придумывать слова на определённый звук так, чтобы он был в начале, в середине, в конце слова.
• Составлять устно предложения с заданными словами – необязательно.
• Печатать буквы (писать печатными буквами) – необязательно.
• Ориентироваться на листе бумаги, в тетради – желательно, но необязательно.
• Считать до 10 в прямом и обратном порядке.
• Считать до 20, 100 желательно, но необязательно.
• Знать состав чисел в пределах 10.
• Писать рукописным шрифтом буквы и цифры в тетради – категорически нельзя!
Очень
полезно давать разные упражнения для развития моторики рук. Предлагайте
ребёнку складывать разные фигурки из семечек, гороха, риса. Можно
использовать пластилиновую основу и действовать по принципу мозаики. Не
бойтесь давать в руки ножницы, предлагайте вырезать несложные фигурки
(многие первоклассники с трудом могут вырезать). Предлагайте, чтобы
ребёнок в верхнем правом уголке листа нарисовал один предмет, в нижнем
левом – другой предмет, предложите в разных местах листа нарисовать
кружочки с заданиями, а потом соединить всё вместе. Таким образом,
ребёнок будет учиться ориентироваться на листе бумаги в игре.
Если хотите позаниматься со своим ребёнком, не говорите слово «учиться», предлагайте поиграть, ведь играя, ребёнок намного легче постигает сложную истину.
Это самое-самое основное, что должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в рядовую школу с любой программой.
Не стремитесь в первом классе отдавать ребёнка во все возможные студии и кружки. Каким бы шустрым и коммуникабельным он ни был, для него проходит период адаптации, и это сложно.
И действительно: в жизни семилетнего человека меняется буквально все. Он больше не может просыпаться, гулять и играть, когда ему хочется. Любимое детское "хочу" в считанные дни вытесняют "надо" и "ты должен". В школе его окружают новые лица. Он видит одноклассников, учителей, учеников старших классов, а ведь раньше, в детском саду, он изо дня в день общался только со сверстниками. Появляется и такая вещь, как соперничество. Ребенок думает: "Моему соседу по парте поставили красный флажок, значит, он – хороший, а у меня такого флажка нет, значит, я плохой".
Бывает, что уже через несколько недель после начала занятий первоклассник чувствует себя полностью растерянным. Ему трудно привыкнуть к атмосфере постоянной требовательности и контроля, он начинает морально уставать и пытается изобрести любую причину, лишь бы не ходить в школу. Содержание родительских жалоб спустя месяц после начала учебы обычно сводится к тому, что ребенок не хочет читать, не слушает на уроке учителя, неряшливо пишет, спешит побыстрее отделаться от заданий, одним словом, нисколько не старается учиться хорошо. Способны ли мама и папа помочь любимому чалу справиться с нагрузкой в первые месяцы школьной жизни? Попробуем разобраться.
ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Одна из самых распространенных родительских ошибок – жесткая ориентация ребенка на отличную учебу. Стремление сделать из своего сына или дочери отличника вполне понятно. Но, к сожалению, нередко заставляет ребенка думать, что учиться стоит не ради узнавания нового, а ради "пятерок" и чтобы не огорчать папу с мамой. Не принуждайте ребенка писать четыре строчки вместо заданных двух в надежде, что это улучшит его почерк. Дети и сами расстраиваются, когда у них что-то не получается, и всегда чувствуют нервозное состояние родителей. В конце концов такое напряжение может перейти в чувство собственной неполноценности и ощущения страха. Рано или поздно такой ребенок окончательно потеряет всякий интерес к учебе. Лучше попытайтесь объяснить сыну или дочери, чем отличается образованный человек от необразованного. Расскажите, к примеру, о том, как учились вы сами и что это вам дало. Попробуйте вспомнить какие-нибудь интересные истории из своей школьной жизни, чтобы расположить ребенка к школе. Возможно, это поможет ему понять, что получение знаний – процесс хотя и нелегкий, но полезный и увлекательный.
ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ СРАВНЕНИЙ
Попытайтесь извлечь из глубин памяти свои детские годы. Скорее всего, вы вспомните, что ничто не огорчало вас сильнее, чем сравнение – не в вашу пользу – с другими детьми. "Посмотри на Диму (Иру, Сережу, etc.), какой у него (у нее) ровный почерк, как он (она) быстро считает в уме, какие книжки читает. Ты так не умеешь!" Какую реакцию вызывали подобные рассуждения у вас? Злобу? Обиду? Так стоит ли повторять этот путь по отношению к собственному чаду? Постоянно сравнивать ребенка с другими детьми не просто неэффективно. Это ущемляет самолюбие и порождает агрессию. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: раньше не умел, а теперь – умеешь, вчера не знал – сегодня знаешь.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПОХВАЛЕ
Кто из родителей не одобрял радостной улыбкой первые шаги малыша, произнесенные им слова? Не забывайте об этом чудодейственном средстве – похвале – и тогда, когда ваш ребенок стал первоклассником. Пусть палочки в прописи у него не такие ровные, как вам хотелось бы, пусть он ленится лишний раз прочесть страницу букваря. Находите повод поощрить ребенка даже за малейший успех. Известный психолог Владимир Леви в своей книге "Нестандартный ребенок" отмечает: "Если вы хотите научить своего ребенка...сидеть не горбясь, решать задачи, работать, не бояться, не унывать, - начинайте всегда с похвалы. Даже если ничего не получается, сначала хвалите, усердно и щедро, не боясь перехвалить, за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке!". Рекомендуется использовать такие фразы, как "Ты это сможешь!", "Ты это почти можешь!", "Ты стал сильнее, смелее, умнее...".
РАСПОРЯДОК ДНЯ
"Живет, как по расписанию", - говорят иногда про кого-то. Это утверждение должно стать жизненным правилом для вас и вашего любимого первоклассника. Грамотно составленный распорядок дня заметно облегчит жизнь вашему сыну или дочери в первые месяцы учебы.
Например, специалисты рекомендуют укладывать ребенка в постель и будить его в одно и то же время, помня при этом, что в семилетнем возрасте лучше всего спать не меньше 11 часов. Пусть, проснувшись утром, ребенок увидит вашу улыбку. Приготовьте ему завтрак, попейте с ним чаю, вспомните вместе, какие уроки ему сегодня предстоят, поговорите о том, чем он будет заниматься на уроке труда и какие песни петь вместе с классом на уроке музыки. Обсудите, что он будет делать после занятий. По окончании уроков ребенок должен пообедать и заняться любимым делом. Лучшим временем для выполнения домашних заданий педагоги считают 15-16 часов. При этом через каждые 30 минут необходимо делать небольшой перерыв. Следите также за тем, чтобы ваше чадо проводило на свежем воздухе от двух с половиной до трех часов в день. А вот общение с телевизором и компьютером лучше постараться свести к минимуму.
УЧИТЕЛЬ КАК СОЮЗНИК
"Ум – хорошо, а два - лучше", - гласит народная мудрость. Вспомните об этом, когда будете забирать ребенка из школы. Не стесняйтесь подойти лишний раз к учителю и поинтересоваться его мнением о вашем чаде, его успехах и неудачах. Педагог способен объективнее, чем родители, оценить продвижение ребенка по дороге знаний. Он даст вам несколько конкретных советов, которые помогут вам более результативно и конструктивно общаться с сыном или дочерью. Учитель не меньше вашего заинтересован в том, чтобы ребенок успевал по всем предметам и не испытывал трудностей в контакте с другими детьми.
И, наконец, главное.
Уровни адаптации Содержание |
Высокий уровень - Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. - Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи. - Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. - Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). - Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение |
Средний уровень - Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. - Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. - Усваивает основное содержание учебных программ. - Самостоятельно решает типовые задачи. - Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны. - Общественные поручения выполняет добросовестно. - дружит со многими одноклассниками |
Низкий уровень - Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. - Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. - Наблюдаются нарушения дисциплины. - Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. - Самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. - К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побужцения со стороны учителя и родителей. - Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. - Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников |