Графические диктанты
(Рисование по клеточкам)
Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей.
Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально
и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче
у него пройдет адаптационный период в начальной школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам
планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные
трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость
и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают
у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую
моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей.
Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой
моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты
могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах,
ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться
в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Как работать с данными графическими диктантами:
В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить
точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек
и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу
на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента
или фигуры с образцом в пособии.
Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками
и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную,
чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять
отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете
заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним
задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно
переходите к более сложным.
Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик,
чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти
лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать
зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную
школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).
В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых
клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например,
запись:
следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки
вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение
взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте
малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда
должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать
по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для
хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то
не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите
малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна
превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5
– 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок
увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на
то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш
между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок
плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть
разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх,
где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая
и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет
– это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам
надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука –
правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.
После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на
листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый,
где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные
парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним.
Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом
«туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда»
(влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.
Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать
прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не
запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете.
Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений,
скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап
занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать
в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику,
прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант.
Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки
и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.
Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и
есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное
изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности.
Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым
мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные
особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные
уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея,
маленькая голова и длинные ноги, и так далее.
Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:
1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его
руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить
мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая
мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял
движения за вами.
А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического
диктанта, можно приступать к занятиям.
Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите
на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку "Печать".
|